Он по праву считается королём карточных игр. В этой игре не бывает случайных победителей. Тончайший ум и природная интуиция – это то без чего трудно рассчитывать на успех в партии. Всё здесь имеет сакральный смысл – каждое действие, каждый вздох, каждый взгляд. Нервы напряжены до предела. На кону игры всё. Азарт поглощает игрока полностью, и он уже не замечает смены дня и ночи, только смену стола и партнёров. Ведь в самой глубине его сознания сидит непреодолимая страсть к этой игре…
«Я знаю, как и все, что он играл, и что это его увлекало, но это всё-таки одна из страстей человеческих, и трудно себе представить Пушкина, миновавшего хоть одну. Он играл на многих столах и во многие игры. Когда ему приходилось выбирать судьбою, текстом, назначением, предопределением, фатумом – уже начинают подключаться и его суеверность, и его игроцкие начала. Когда он играет – он, допустим, проверяет суеверие, когда суеверничает – пробует игру. Это та же раздача какая-то: если надо не вернуться за забытым носовым платком – это сдача. Единственный раз он нарушает, допустим, свой навык, зарегистрированный прислугою, постояннодействующий – не возвращаться за забытым предметом, – то он его, получается, сознательно нарушает, когда возвращается за шинелью перед дуэлью. В дуэли, мне кажется, максимально проявлен игрок. Была такая тенденция, что Пушкин всё сделал и пошёл на… вид самоубийства что ли такой…»
Андрей Битов о Пушкине-игроке
Король карточных игр
Преферанс – это старинная логико-математическая карточная игра на неполной колоде, представляющая собой упрощенный вариант ныне забытой игры вист на полной колоде или разновидности этой игры – бридж, по-прежнему широко распространенной на Западе. По интеллектуальному уровню преферанс можно расположить выше шашек и несколько ниже шахмат.
Классический преферанс – это тот самый первоисточник, от которого возникли многочисленные упрощенные формы (сочинка, ростовка, ленинградка, гуссарик) и великое множество других карточных игр (кинг, тысяча, русский покер, подкидной дурак). Правила претерпевают постоянную трансформацию, взаимопроникновение и смешение вариантов, характерные для любой популярной игры, делает грани между разновидностями трудноуловимыми. По мере своего развития, которое не прекращается и до наших дней, преферансу постепенно удалось потеснить другие карточные игры и приобрести популярность и репутацию солидной игры.
Хоронят старого преферансиста, получившего сердечный удар после четырёх взяток на мизере. Коллеги по игре несут гроб во время траурной процессии и обсуждают последнюю игру.
— А вот, если бы я тогда вышел в пику, а не в трефу, то он взял бы шесть взяток, а не четыре.
— И так неплохо получилось…
Преферанс — это игра на взятки. Взятка — это совокупность карт, выложенных на стол по одной каждым из игроков по очереди. Причем взятку берет тот игрок, который выложил самую старшую карту. Игра состоит из двух основных частей: торговля и розыгрыш. Смысл игры заключается в том, чтобы, оценив в каждой сдаче свои карты, заказать в ходе торговли наилучший контракт (обязательство сыграть определенную игру, взяв при этом необходимое количество взяток) и, реализовав его в процессе розыгрыша, выиграть как можно большее количество очков. Играть могут от двух до пяти человек. Каждый играет сам за себя.
В преферансе три группы игр – игры на взятки, мизер и распасовка. В играх на взятки игрок обязуется взять не менее заявленного им при торговле количества взяток. Игра может идти с козырем и без козыря. Цель других игроков – помешать ему это сделать – то есть, в свою очередь, взять как можно больше взяток (если возможно). Заявив мизер, игрок обязуется не взять ни одной взятки. Другие игроки, напротив, стараются вынудить его взять взятки. В распасовках каждый игрок старается взять как можно меньше взяток.
Кодекс преферанса
Правила игры в преферанс довольно сложны, поскольку после каждой раздачи карт могут возникнуть разные типы розыгрыша. Сложность кодекса преферанса усугубляется еще и тем обстоятельством, что, кроме общих, единых положений, существуют еще условия, о которых игроки специально договариваются между собой перед началом игры. Речь идет не о каких-то принципиальных изменениях, а лишь о выборе одного из нескольких имеющихся в практике мирового преферанса вариантов розыгрыша какой-нибудь ситуации или вариантов записи и подсчета очков. Эти варианты бывают подогнаны один к другому, и тогда они составляют как бы отдельный вид преферанса, обладающий даже своим собственным именем. Основанный на здравом смысле и понятии справедливости кодекс преферанса является основным регулятором в противоречивой системе официальных положений игры.
Преферанс играется только на деньги, но поскольку азарт, а также излишний страх проиграть, – не способствуют выигрышу, все расчеты в ходе игры между игроками записываются в виде условных денежных единиц – вистов. Цена одного виста в определённой валюте определяется, как правило, до начала игры по договоренности между партнерами, или назначается одним из игроков, который более всех проиграл в ходе первого этапа игры (разбойник в классике).
Полезно знать
Стоимость виста, длина пули, количество пулек или партий, а иногда и дополнительные условия (например, время окончания) должны быть определены до начала игры.
В преферансе наказывается любое ошибочное или необдуманное действие, будь то неправильная сдача карт, неверно сказанное слово, очередность слова, подсказка или ошибка в ходе самой игры (недобор объявленного количества взяток, ошибки в выходе той или иной масти и просто неверные ходы, наказывающие партнеров).
Правила игры в преферанс запрещают упрашивать друг друга ходить с той или иной карты или просить о пропуске старшей их карты. Споры и упреки тоже не позволяются. Иногда вистующий, упрекая товарища в том, что он не пропустил его карты, грозит утопить его при первом удобном случае. Подобные угрозы являются неэтичными и противны основным правилам игры.
Садиться за игру, не имея при себе денег, не принято: однако, если случится недочёт, то партнёры обязаны верить на слово лицу, не пользующемуся репутацией безнадёжного должника. Но кредит определён крайним сроком на 24 часа, и в удостоверение выдаётся визитная карточка с надписью, в которой значится сумма проигрыша. Это для порядочных людей тот же вексель, не уплатив который игрок навсегда может лишиться доверия. Расплачиваться следует тотчас по окончании игры, не доводя до напоминаний.
Любого рода фамильярности, ласкательные, уничижительные или презрительные выражения по отношению к партнёру изобличают дурной тон и плебейское воспитание. Поэтому уважающий себя игрок будет избегать реплик или обращений к партнёру, высказанных примерно в таком тоне: «Сладенький ты мой, наконец-то пошёл в бубну!», «Ну а теперь, голубчик, ходите-ка с треф», «Я несу пику, и покойничек – пику», «Полковник был изрядной сукой и пасовал на трёх тузах».
О великих преферансистах
Популяризацией и распространением преферанса занимались заядлые игроки – Некрасов, Белинский, Толстой, Тургенев и многие другие. Но наибольшее влияние на развитие преферанса оказал Пушкин. Его страсть к игре была известна современникам не понаслышке. Многие произведения Пушкина, в частности «Пиковая дама», изобилуют специфическими игроцкими выражениями: банкомёт, понтёр, порошковые карты и т.д. В письме Вяземскому из Болдина есть такие слова: «…Ты говоришь: худая вышла нам очередь. Вот! Да разве не видишь ты, что мечут нам чистый баламут; а мы ещё понтируем! Ни одной карты налево, а мы всё-таки лезем. Поделом, если останемся голы как бубны».
Во времена Пушкина игры делились на запрещённые (азартные) – банк, штосс, фараон, баккара, макао и разрешённые (коммерческие) – вист, преферанс, ломбер, бостон. Игру в «азарт» Пушкин считал пороком, а в коммерческие игры – добродетелью. В письме барону Дельвигу есть такие строки: «Здесь мне очень весело, ибо я деревенскую жизнь очень люблю. Здесь думают, что я приехал набирать строфы в Онегина, и стращают мною ребят, как букою, а я езжу на пароме, играю в вист по восьми гривен роббер, и таким образом прилепляюсь к прелестям добродетели и гнушаюсь сетей порока…»
Его Величество Преферанс
Есть в игре и отдельное положение, которое и называется собственно «преферанс». Это наличие на одних руках с учётом прикупа всех старших карт (Туз, Король, Дама каждой масти). Если одному из игроков, ввиду невероятного везения выпадает подобная комбинация, то игра останавливается, и счастливец имеет право обнулить свою гору и полностью закрыть своё игровое поле и поле соперников (с написанием на них американской помощи), после чего сразу происходит подсчёт очков. Правда рассчитывать на подобное везение без вмешательства божественного проведения вряд ли возможно.