Переосмысление истории происходит на каждом отдельно взятом этапе развития человечества. Ранее неопровержимые факты порой неожиданно предстают в абсолютно ином свете. Поэтому даже и неудивительно, что предателей время от времени возводят в ранг героев, а из героев, наоборот, делают предателей. Вспомним многострадального Павлика Морозова, столь популярного «своими подвигами» в советское время, имя которого стало нарицательным при иллюстрации понятия «предательство». И не постигла ли подобной участи несчастная фигура Иуды Искариота, ставшего изгоем благодаря свалившимся на его плечи обвинениям? Являются ли они правомерными с точки зрения человечности? На это счёт существует целая серия мнений…
Как это было
Опустив все незначительные детали можно кратко представить случившееся следующим образом:
Основы учения, заложенные Иисусом, пришлись по душе далеко не всем. Так, фарисеи, чувствовавшие себя вполне вольготно до появления мессии, увидели опасность для себя со стороны нового учения, с каждым днём приобретавшего всё новых сторонников.
Подкупив одного из апостолов – Иуду Искариота (заплатив за содействие ученику Иисуса 30 серебряников (серебряных шекелей), ставших в последствии нарицательным образом для характеристики любого предательства), фарисеи подготовили арест нежелательного смутьяна. Причины предательства изложены в евангелиях достаточно четко. В основе нравственного преступления – корысть. Он привел стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус, и сказал: «Кого я поцелую, того и берите». После этого подошел он к Иисусу и со словами «Радуйся, учитель» поцеловал его. Иисуса Христа позже распяли. Так имя Иуды стало символом предателя, а выражение «иудин поцелуй» — лицемерных действий. После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда, предавший его, возвратил 30 серебряников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» Не выдержав угрызений совести или по каким-то иным соображениям, сам Иуда повесился.
Версиология
Одна из самых интересных версий, описывающих действия апостола, заключается в дьявольской инспирации, согласно которой Иуда совершал своё предательство ведомый демоном, а не собственным желанием. В пользу этого предположения говорит то, что у апостола не было реальной заинтересованности в предложенной сумме, так как он и так обладал среди остальных учеников особым статусом, а именно был казначеем, то есть собственноручно распоряжался общими деньгами и при желании мог бы положить в свой карман намного больше. Толкователи Библии объясняют самоубийство Иуды прозрением, или прекращением действия дьявольской инспирации. Иными словами, сводят его вину к действию мистических сил.
По другой версии предательство Иуды предстает как исполнение высшего служения, необходимого для искупления мира и предписанного самим Христом. Достоверно зная то, что должно случиться Иисус не прилагает никаких мер, чтобы остановить ученика от страшного поступка, но, напротив, словно бы его подталкивает: «Что делаешь, делай скорее» (Иоанн. 13,27).
В числе причин, толкнувших Иуду на предательство, называли также жажду спасения им миссии Христа ценой собственной верной погибели, и даже собственную, тайную и настоящую миссию спасения, несомую именно им, путем перемены личин с Христом: Иуда как бы есть истинный Христос, а Христос – его отвлекающий двойник, в этой версии цена платы за спасение мира поднимается еще выше, переходя из разряда цены временных мучений, крови и смерти (распятия), в разряд вечности мук, проклятий и позора.
На основе филологического анализа греческих оригиналов ряд исследователей Библии приводят доказательство тождественности Иуды и Иисуса; согласно этой версии, Иуда Искариот – записанное по-другому и трансформированное при переводе с греческого имя Иисуса Христа, из-за неверной транскрипции приведшее к случайное ошибке и раздвоению. Но если Иуда – не двойник Иисуса, а мифическая личность, а точнее, сам Иисус, то и сцена предательства – миф.
Одной из самых диких версий предстаёт концепция «Евангелия от Варнавы», в которой, по утверждениям мусульманских теологов, вместо Христа был распят Иуда (а первый, спрятавшись, потом явился своим ученикам как воскресший мученик). Правда фальшивость «Евангелия от Варнавы» была доказана и учеными и христианскими теологами.
Не судите – да не судимы будите
Фигура Иуды Искариота необычайно противоречиво прошла через века, и теперь представляет собой один из самых мифических образов, когда-либо существовавших в истории человечества. Отдавать сейчас реальный отчёт в том, чем именно руководствовался этот человек, принимая то или иное решение, можно лишь пропуская через призму собственного мировосприятия конкретные исторические источники, претерпевшие множественные изменения с самим ходом истории. Библия сейчас далеко не та, что была раньше. Её нынешнее отличие от первоисточников настолько велико, что и сама трактовка очевидных, казалось бы, событий может привести к полнейшей катастрофе. Пытливый ум и яркая фантазия может в этом случае совершить невероятное – обратить анналы истории против самих же себя. Так, например, Ден Браун нашёл для себя целую незанятую нишу и заполнил её согласно собственным логическим умозаключениям и желаниям. При всём при этом обвинить человека в искажении фактов практически невозможно – ведь любые факты должны иметь неопровержимые документальные подтверждения. А Библия, пускай и является источником мудрости для миллионов людей во всём мире, всё же в этом отношении не будет стопроцентной библиотекой истинности. Зенон Косидовский проведя феноменальный труд по изучению Библии и многих других документальных источников, относящихся к описываемым в ней событиям, нашёл тысячи неточностей и ошибок с точки зрения истории и подтвердил свои исследования реальными фактами, имевшими конкретное место в прошлом человечества.
Эта статья не зря оказалась в обзоре путешествий моего блога – ведь самые важные походы, которые мы вообще можем совершить, это путешествия в анналы истории, к традициям наших предков и минувших поколений, где и заключается вся имеющаяся у человечества мудрость.
«И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту. И после сего куска ВОШЕЛ В НЕГО САТАНА. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее».
Иуда поступил так, как учил его Учитель: «сберегший душу свою потеряет её, а потерявший душу свою ради Меня, сбережёт её».
Справедливо или по ошибке, но имя Иуды навсегда стало символом всемирного предательства.